Натюрморт
Слово «натюрморт» имеет французское произношение, и означает буквально «мертвая природа». Несмотря на такое своеобразное название, жизнь этого вида изобразительного искусства стала долгой и насыщенной. Многие талантливые художники отдали дань этому жанру, внося в него свои коррективы и индивидуальные черты.
Натюрморт родился в Голландии, в начале 17 века. Для этого времени был характерен глубокий и научный интерес к окружающему миру. Общество скидывало с себя оковы религии, люди начинали интересоваться самыми простыми вещами. Эта тенденция отразилась и в живописи.
На первых натюрмортах была изображена убитая дичь. Также художники изображали лавки и кухни, детально изображая находящуюся там утварь. С развитием натюрморта композиции становились более разнообразными. На картинах появлялись фрукты, блюда, цветы, дары моря, книги и музыкальные инструменты.
Несмотря на кажущуюся простоту данного жанра, натюрморт стал достаточно многогранным направлением. Перед художниками стояли сложные задачи. Нужно было передать форму предметов с максимальной точностью, сохранить пропорции, отразить натуральность. Все это достигалось с помощью игры светотени, разнообразных колористических решений и контрастов. В результате фрукты на картинах выглядели вкусными и сочными, ткани хотелось потрогать на ощупь, а цветы выглядели настолько натурально, что казалось, что они благоухают.
Подход к созданию натюрмортов был довольно разнообразным. Большинство художников изображали предметы быта. Но были и такие, кто придавал натюрморту иное, символичное значение. Так возник аллегорический натюрморт "vanitas" (суета сует) в центре которого всегда был человеческий череп. Создатели этого жанра наделили свой натюрморт философским смыслом.
Композиции, которые рисовали художники, должны были включать в себя неодушевленные предметы. Но иногда в натюрмортах появлялись животные и насекомые. Они не были центром изображения, а служили символическим дополнением. Часто с помощью таких изображений живописцы пытались придать натюрмортам скрытый смысл. Так змеи и ящерицы символизировали дьявольское коварство, а порхающие бабочки – символ чистого духа.
Среди мастеров натюрморта много ярких имен. Это великие художники Караваджо, Матисс, Сандерс, Левитан, Суриков и многие другие. Искусству натюрморта уделяли внимание практически во всех странах Европы. Этот неординарный жанр сыграл важную роль в становлении живописи.