Результаты исследования:По результатам исследования ИАА TelecomDaily, крупнейшим каталогом 4К-контента среди онлайн-кинотеатров в России обладает ivi. Он остался лидером с момента проведения предыдущего исследования в марте 2020 года. Всего у ivi 571 тайтл в 4К. В тройку лидеров по доступности 4К-контента также входят Megogo и Okko: 506 и 351 тайтл в 4К соответственно.

Остальные участники десятки лидеров заметно отстают от первой тройки. У Tvigle и Videomore, например, вообще нет доступного контента в 4К. У остальных количество тайтлов колеблется в пределах нескольких десятков. При этом работа над пополнением видеотеки ведется. Например, у кинотеатра START количество тайтлов во втором квартале не изменилось, их 45. Но поскольку START закупил популярные сериалы, число доступных сезонов которых растет, то общее количество единиц видео выросло с 360 до 433 в рамках существующих тайтлов.
Что касается Native и Upscale, то не все онлайн-кинотеатры делают подразделение на эти категории. Native подразумевает, что видео изначально снято с разрешением, соответствующим 4К. Upscale — что видеосервисам и производителям ТВ приходится самостоятельно переформатировать контент из формата Full HD в 4К. Некоторые кинотеатры при этом принципиально не размещают Upscale.
При этом тенденция в пользу прироста Native 4K изменится, как только отечественные кинематографисты начнут активнее снимать видео в этом формате.
Справка по рынку 4К:Рынок 4К-контента в России пока растет достаточно медленно. Возможность смотреть фильмы в 4К впервые появилась у зрителей онлайн-кинотеатров еще в 2014 году, тогда же осенью спутниковый «Триколор» запустил первый в России телеканал в формате Ultra HD 4K. В начале августа 2016 года началось тестовое Ultra HD-вещание в формате DVB-T2 с Останкинской телебашни в Москве. Затем были трансляции Чемпионата мира по футболу в 4К, которые вели летом 2018-го «Первый канал» и «Матч ТВ».
Сейчас, по данным TelecomDaily, в сетях операторов платного ТВ в России представлено до 10 различных 4К-каналов. На конец 2019 года больше всего Ultra HD-каналов — 8 штук — было доступно подписчикам спутникового ТВ «Триколор». На втором месте — «ЭР-Телеком» (сеть «Дом.ru»), у него 5 UHD-каналов. У «Ростелекома» и спутниковой платформы МТС есть по 4 UHD-канала, и 3 канала — у «НТВ-Плюс». «Ростелеком» официально запустил вещание четырех телеканалов в формате 4K (Ultra HD) в сервисе Wink и «Интерактивном ТВ».
Те операторы, которые ввели 4К-каналы в пакеты раньше, говорят о росте числа абонентов, которые выбирают такой контент. В «Триколор» отмечают, что Ultra HD-контент востребован: его смотрят уже около 100 тыс. подписчиков спутниковой платформы. «Дом.ru» фиксирует прирост UHD-пользователей на 200% за 2019 год.
Пока выбор доступного контента в Ultra HD невелик, но его количество медленно увеличивается. Каналы в 4К в основном относятся к спортивной или фильмовой тематике.
Так, в России в сетях операторов платного ТВ можно посмотреть спортивные каналы Eurosport 4K и Russian Extreme Ultra. Последний посвящен экстремальным видам спорта — от сноуборда и альпинизма до паркура. Из фильмовой тематики — Ultra HD Cinema (сериалы и экшн), Insight UHD (инновационная документалистика и реалити-шоу), Кино UHD (первый в России фильмовый телеканал, вещающий в формате 4K Ultra HD) и «Сериал UHD». Есть также канал, посвященный моде, Fashion One 4К, и несколько других, а также демоканалы операторов.
По оценке группы «М.Видео-Эльдорадо», российский рынок ТВ в первом квартале 2020 года увеличился на 29% в штуках и 20% в деньгах, до 2 млн устройств и 44 млрд руб. по сравнению с прошлым годом. Средний чек снизился на 8%, при этом доля Smart TV превысила в штуках 55%, моделей с разрешением экрана от 4К — 33%. Это свидетельствует о растущей доступности технологий и расширении спроса на модели ТВ, которые их поддерживают. Снижение стоимости технологий и комплектующих способствует росту популярности моделей с поддержкой 4K и функции Smart.
Продажи моделей с поддержкой разрешения 4К (UHD) на российском рынке выросли на 80% в штуках. С высоким разрешением продается уже каждый третий телевизор. Год назад на них приходилась только четверть штучных продаж, в 2017 году — 15%. Средний чек в январе-марте этого года составил почти 41 тыс. руб., что меньше на 11% в сравнении с прошлым годом и меньше на 25%, чем четыре года назад.
Выводы:В тройку лидеров по количеству 4К-тайтлов среди онлайн-кинотеатров входят: ivi - 571 тайтл, Megogo – 506 и Okko – 351.
Пока выбор доступного контента в Ultra HD невелик, но его количество медленно увеличивается. Каналы в 4К в основном относятся к спортивной или фильмовой тематике.
Тенденция в пользу прироста Native 4K изменится, как только отечественные кинематографисты начнут активнее снимать видео в этом формате.
Снижение стоимости технологий и комплектующих способствует росту популярности моделей телевизоров с поддержкой 4K и функции Smart.
С высоким разрешением продается уже каждый третий телевизор, год назад на них приходилась 25% штучных продаж, в 2017 году — 15%.